Кто посеет, а кто откажется? - «Кызылординские Вести»

Кто посеет, а кто откажется?

10.03.2021

895 0

12 1

В 2021 году посевы риса в области будут сокращены на 5,1 тысячи гектаров. Предполагается, что площадь под главную сельскохозяйственную культуру региона составит около 85 тысяч га. Сокращение вызвано требованием Правительства РК и связано оно, в первую очередь, с маловодьем, которое наша республика испытывает последние три года. В результате кто-то будет сеять, а кто-то будет вынужден отказаться от выращивания риса. А главное, насколько оптимальным является такой выход из сложившейся ситуации?

Один из трех наиболее крупных казахстанских производителей риса – кызылординское ПТ «Абзал и К» возделывает 5100 гектаров земли. Товарищество установило первый в Казахстане цифровой рисоперерабатывающий завод. Социальная помощь региону, создание рабочих мест на селе и в областном центре, благотворительность – все это компания проводит благодаря тому, что выращивает рис на таких площадях.

– Крупным рисоводческим хозяйствам, работающим по современным технологиям, думаю, не придется сокращать посевные площади, – говорит коммерческий директор ПТ «Абзал и К» Сагидулла Сыздыков. – Ведь они соблюдают все технологии возделывания – от обработки земли до подготовки семян и выращивания. На выходе получают готовую продукцию, которую продают на внутреннем рынке и экспортируют. Подобный полный цикл недоступен для мелких хозяйств. Многие из них даже не соблюдают ротацию, используют поливную воду незаконно. По этой причине вода не всегда доходит до тех хозяйств, которые работают на законном основании.

Крупные хозяйства имеют мощную технику, проводят планировку рисовых чеков, применяют новые технологии, которые экономят воду. К тому же, все крупные производители риса ведут научную работу, проводят эксперименты совместно с учеными ТОО «НИИ рисоводства имени И. Жахаева». Пользуясь научными разработками и рекомендациями, рисоводы увеличивают урожайность и выращивают экологически чистую продукцию.

Если обратиться к статистическим данным, то можно проследить, когда в области стали увеличиваться площади под рис. Это произошло в 2018 году. В то время Узбекистан сократил посевы риса из-за маловодья почти на 50 тысяч гектаров, а в России собранный урожай оказался ниже, чем в предыдущие годы. Кызылординские рисоводы собрали тогда хороший урожай и отправили большие партии на экспорт. Цена на рис в Казахстане стала расти с весны 2019 года. Именно с того времени в области увеличились его посевы. В 2020 году они достигли 90 тысяч гектаров, так как сеять рис принялись многие сельские жители. Даже те, кто не имел серьезных финансовых возможностей, опыта в этом деле и технику. Так в аулах появились мелкие наделы от 5 до 100 гектаров.

Овощи, картофель и бахча?

Как говорит руководитель областного управления сельского хозяйства Шахмардан Койшыбаев, чтобы спастись от маловодья, в регионе не первый год проводится диверсификация сельскохозяйственного производства. В этом сезоне предполагается посеять 188,2 тысячи гектаров различных сельхозкультур. Зерновые займут почти 100 тысяч гектаров, остальная площадь предусмотрена под масличные, кормовые, овощи, картофель, бахчевые. Сейчас земледельцы области готовятся к посевной, идут работы по очистке семян, каналов, ремонту техники. Дехкане к севу должны заготовить 638 тонн семян яровой пшеницы, более 50 тонн ячменя, 8,6 тонны проса, 215,6 тонны люцерны и 164,2 тонны семян сафлора. В некоторых хозяйствах планируют посеять сою, сахарную свеклу. На полях региона есть посевные площади, отведенные для сахарного сорго, донника и проса.

– Можно приводить разные примеры, сравнивать выгоду от производства риса, овощей, бахчевых, кормовых культур и прочего, – говорит президент АО «РЗА» Казалинского района Самурат Имандосов. – Но реальная картина такова. Чтобы засеять 500 гектаров кукурузы, нужно приобрести хотя бы один комбайн. В прошлом году комбайн зарубежного производства стоил примерно 130 миллионов тенге, а в нынешнем цена достигла 200 миллионов. Все сельхозмашины в республику завозятся из-за границы, поэтому цены на них растут из-за увеличивающегося курса продажи евро и долларов.

По словам С. Имандосова, его компания занялась выращиванием кукурузы, ячменя несколько лет назад. Но не отказалась от производства риса, так как это основной источник дохода. Здесь выращивают рис на 2000 гектарах, налажен его экспорт и продажа на внутреннем рынке. Чтобы начать сажать ту же кукурузу, нужно купить семена, удобрения, провести все мелиоративные работы, на что понадобится еще сотни миллионов тенге. Убирать кукурузу вручную невозможно, поэтому понадобится хотя бы один кукурузоуборочный комбайн. И самое главное – необходимо устанавливать завод по переработке кукурузы и наладить сбыт готовой продукции. Без переработки сельхозпроизводитель просто продаст сырье, но оно не стоит больших денег. Цены на заводы тоже высокие. Кто из аулчан сможет понести такие расходы? Захотят ли они, когда есть наработанный путь – сажать рис и есть налаженный десятилетиями рынок сбыта. Самое главное, где взять специалистов, если сейчас в хозяйствах все самоучки и профессиональных кадров не хватает? На решение этих проблем нужно время и помощь от государства в виде льготных кредитов, субсидий, подготовки специалистов и другого. Иначе диверсификация будет лишь на бумаге.

Разговоры о диверсификации в регионе велись и раньше. Сейчас, как и много лет назад, планируется увеличить посевы менее влагопотребляемых культур, к которым относятся кормовые и технические. Но сложившаяся система земледелия области базируется на проведении сева большинства суходольных культур только после риса. После его сокращения потребуется более тщательное проведение зяблевой вспашки, дискование и другие операции. И даже в этом случае нет гарантии получения полноценных всходов, потому что зимой и весной снега у нас выпадает мало. Даже если учесть, что сокращение посевов риса приведет к падению уровня грунтовых вод, то все равно при поливе напуском на засоленных почвах верхний слой почвы практически цементируется, следовательно, необходимо переходить на другие способы полива. Для этого нужна техника, а как говорилось выше, закупать ее при нынешних ценах будет непросто. Кроме того, в области не проводились полномасштабные испытания гербицидов для обработки посевов пропашных и других диверсификационных культур, так как основное внимание уделялось рису. Поэтому земледельцам будет трудно выбрать и заказать наиболее эффективные гербициды.

Хотелось бы обратить внимание и на такой факт, о котором ученые НИИ рисоводства напоминают постоянно. Процесс сокращения посевов риса является причиной того, что уже через 2-4 года земли, на которых он был размещен, становятся непригодными для растениеводства, поскольку у нас только рис вымывает из почвы токсичные соли. Так что диверсификация диверсификацией, а рис на наших полях, только по этой причине, наверное, еще долго будет оставаться главной сельхозкультурой.

Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: