• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+35 °C
Ветер: 5 м/с
Влажность: 12 %
Давление: 746 мм
  • USD 386.34 (0.00)
  • EUR 427.25 (0.00)
  • RUB 5.88 (0.00)

ГОРОДСКОЙ АВТОБУС: НАЧАЛО БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

ГОРОДСКОЙ АВТОБУС: НАЧАЛО БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНС тех пор, как в 1992 году закрылось единственное в Кызылорде пассажирское автотранспортное предприятие, погоду на городских автобусных маршрутах делают «маршрутки». Лишь в последние два-три года наметились положительные сдвиги, однако проблема продолжает иметь место.
Если говорить о сдвигах, то произошло это после  первого инвестиционного форума «Байконур», когда был заключен меморандум между ТОО «Автобусный парк Кызылорда», АО «СПК «Байконур» и Европейским банком реконструкции и развития. В рамках соглашения в Кызылорду должны были прибыть сто современных автобусов большой вместимости. В сентябре 2013 года было образовано ТОО «Автобусный парк «Кызылорда», а в город прибыли первые двадцать больших автобусов. Отметим, что они хорошо зарекомендовали себя в работе с первого дня.
Но, к сожалению, погоду в целом они не делают. Подавляющее большинство автобусов и «маршруток» на городских маршрутах принадлежит частным лицам. Водители их продолжают нарушать установленные правила: во время движения разговаривают по телефону, нарушают правила остановки и многое другое. Чтобы не быть голословным, вместе с представителями городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, а также ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» я поездил по городским улицам, где чаще всего бывают нарушения.
Улицы Сердалы Бекшоры и Кетебая би не очень большие даже по кызылординским меркам. А вот место их пересечения сегодня превратилось в стихийную автобусную остановку. Если останавливается идущая впереди «маршрутка», сзади машинам приходится ждать, когда она высадит или же возьмет пассажиров. Бывает, здесь же останавливаются два встречных микроавтобуса 21-го маршрута. В такие моменты на обеих улицах образуются приличные «пробки». Такую же картину можно наблюдать и на пересечении проспекта Жибек жолы и улицы Абдреева. Автобусы останавливаются, не успев проехать перекресток, задерживая идущий следом транспорт, что также категорически запрещено. Как говорит заместитель начальника службы местной полиции Кызылорды майор полиции Руслан Шагырбай, это очень больной вопрос. За четыре месяца 2016 года зарегистрировано более 700 нарушений правил дорожного движения со стороны водителей общественного транспорта. Сумма штрафов составила 2,3 миллиона тенге. Однако нарушения продолжаются.
 По словам директора ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» Ануара Накипа, в настоящее время более 90 процентов пассажирских перевозок в областном центре осуществляют частные предприниматели. Как правило, последние, прежде всего, озабочены увеличением прибыли и забы¬вают о таких требованиях, как соблюдение скоростного режима, правил остановки и т.д.
Другая проблема в том, что в городе все еще много автобусов малой вместимости. Это микроавтобусы, которые не имеют разрешения на перевозку пассажиров на городских маршрутах, у них всего одна дверь и салоны не приспособлены для перевозки большого количества людей. С некоторой оговоркой им разрешено работать только на пригородных маршрутах. В городе же имеют право работать только автобусы большой и средней вместимости. Это по правилам. На деле же немало микроавтобусов работает на маршрутах в центральной части областного центра.
В советские годы и большие автобусы, и микроавтобусы, обслуживавшие население на городских маршрутах, имели право останавливаться только на специально отведенных остановках. Кстати, в других городах Казахстана эти правила неукоснительно выполняются и поныне. А вот о Кызылорде этого не скажешь. «Маршрутки», а нередко  автобусы большой и средней вместимости у нас останавливаются там, где этого захотел пассажир. При этом нередко создается аварийная ситуация для идущих следом машин.
— Если бы они принадлежали нашему предприятию, картина была бы иная, так как на всех наших автобусах установлена система GPS, — говорит А. Накип. – В других городах Казахстана такого не встретишь – автобусы там останавливаются только на остановках. Исключение – Шымкент, там примерно такая же картина, как и у нас.
Как оказалось, сегодня частников не имеют права штрафовать ни местная полиция, ни налоговые органы или другие ведомства. Поэтому руководство автобусного парка вышло с предложением в городской акимат создать специальную комиссию, чтобы искать выход из создавшейся ситуации.
Между тем, в салоне каждого автобуса имеется схема маршрута, где указаны его протяженность, остановки и другие данные. Однако, как сказал руководитель диспетчерской службы автобусного парка Акылбек Абильдаев, на многих маршрутах оборудованных остановок просто нет и поэтому на схеме они обозначены специальными знаками.  
Как говорилось выше, в сентябре 2013 года в Кызылорду прибыли первые двадцать автобусов китайской фирмы «Zhangtong LCK 6105 HGC».  Компания из Поднебесной в три этапа должна была доставить оставшиеся 92 автобуса большой вместимости. Еще одна партия из десяти автобусов прибыла в 2015 году.
ГОРОДСКОЙ АВТОБУС: НАЧАЛО БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНПо условиям соглашения, представители китайской фирмы обязаны доставить автобусы в Кызылорду, оформить на них таможенную декларацию, подготовить сертификаты соответствия и другие документы. Руководству автобусного парка остается лишь зарегистрировать их в дорожной полиции, получить государственные номера и выпустить на линию. Однако согласно межгосударственному соглашению, заключенному в рамках Таможенного союза, куда входят Казахстан, Россия и Беларусь, оформление сертификатов соответствия на ввозимый товар было поручено Российской Федерации. Что касается китайских автобусов, то, прежде чем получить такой сертификат, они должны пройти необходимые испытания на Дмитриевском полигоне под Москвой.
15 февраля  нынешнего года туда был отправлен один из автобусов, прибывших из Китая. За два месяца он прошел все предусмотренные испытания, недавно получил сертификат соответствия и вернулся в Кызылорду. В итоге 9 мая на линию вышли все десять автобусов, находившихся до этого на стоянке. Что касается 42 автобусов следующей партии, время их прибытия под вопросом, так как пока, по словам А. Накипа, еще не решены вопросы оплаты.
В настоящее время в городе работает 25 автобусных маршрутов. По словам директора автобусного парка, протяженность их не очень велика. И поэтому в настоящее время идет сокращение количества маршрутов до 20.  Цель оптимизации — достижение рентабельности.
Еще один вопрос, который нельзя не отметить. С тех пор, как в Кызылорде приказало долго жить пассажирское автотранспортное предприятие, водители и кондукторы перестали давать пассажирам билеты. И лишь с выходом на линию новых автобусов пассажирам все-таки стали их выдавать. К сожалению, и тут не все гладко. На деле билеты дают только в автобусах большой и средней вместимости. И то не во всех. А в «маршрутках» продолжают возить пассажиров за наличные деньги, все так же набивая их до отказа. О билетах тут и речи нет. Чтобы убедиться в этом, на конечной остановке 21-го маршрута, который обслуживают микроавтобусы, я встретился и побеседовал с группой водителей и кондукторов.  
— Нас заставляют покупать билеты, а каждый рулон стоит две тысячи тенге, — говорят водители Рустем Адипбаев и Мурат Баймолдаев. – В месяц мы отдаем за них 30 тысяч тенге.  Хотя каждый из нас имеет патент, мы исправно платим налоги.
Однако в разговоре все же признались, что в основном билеты остаются нереализованными, так как водители и кондукторы предпочитают не заморачиваться их продажей. Да и сами жители города давно уже привыкли к такому обслуживанию. К слову, в среднем, по словам водителей, в день выручка составляет до 7 тысяч тенге за вычетом расходов на солярку, запчасти и питание.   
В советские годы, по воспомина¬ниям представителей старшего и среднего поколения кызылординцев, в городе функционировали лишь десять автобусных маршрутов. Их обслуживали «Икарусы», «ЛиАЗы» и другие автобусы большой вместимости – почти 400 машин. А население областного центра в те годы составляло чуть больше 150 тысяч. Сегодня в городе проживает 250 тысяч человек, для обслуживания которых необходимо почти в два раза больше автобусов.
 Справедливости ради отметим, что с 2013 года, когда в городе был создан свой автобусный парк, на маршрутах стало больше порядка. Руководством области и города проводится большая работа, целью которой является увеличение в городе количества автобусов большой вместимости. Первая ласточка – тридцать китайских автобусов из ожидаемых ста. Однако  их слишком мало, чтобы говорить о решении проблемы. Как сказал Ануар Накип, на каждый из двадцати маршрутов необходимо выделить от 30 до 40 машин. В итоге на обслуживание двух десятков маршрутов городу потребуется минимум 600 автобусов большой вместимости. Добавим сюда ожидаемое освоение левого берега Сырдарьи, где по расчетам специалистов, будет проживать 90 тысяч человек и получается, что автобусов нужно будет еще больше.
 «КВ» уже писали о том, что на южной окраине Кызылорды в районе КЮТЦ выделено пять гектаров земли для строительства городского автобусного парка. В настоящее время, как говорит А. Накип, полностью завершены планировочные работы, строительство ведет алматинская компания «Комстроймонтажсервис». Если вовремя будут решены вопросы финансирования, в конце августа — начале сентября подрядчик готов полностью сдать объект. Автобусный парк будет включать крытую стоянку на 200 автобусов, ремонтные цеха, автомойку, котельную, систему водоснабжения, канализации  и другое. Что касается газа для заправки автобусов, то в парке будет своя автогазонакопительная компрессорная станция.
Первые пассажирские автобусы появились в Кызылорде в далеком 1926 году. Это были АМО-Ф-15 с деревянным кузовом. В 1931 году им на смену пришли ЗИСы, в 1956 году – ЗИЛы, позже «ЛиАЗы», «Икарусы»… А сегодня, согласно требованиям ЕБРР из КНР доставляются современные комфортабельные автобусы, в которых помимо прочего установлены специальные аппарели для посадки людей с ограниченными возможностями. В планах руководства автобусного парка внести предложение о внедрении на городских автобусах системы безналичной электронной оплаты проезда типа «Онай!», которая успела доказать свое право на жизнь в Алматы. Каждый пассажир имеет свою карточку, которую прикладывает к монитору считывающего устройства при входе в автобус — и вперед. Быть может, это позволит решить проблему поступления денег в бюджет от перевозки пассажиров в полном объеме.
                                                                                                 Фото автора.
14-5-2016 14 май 2016 г. 0 0