• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+36 °C
Ветер: 3 м/с
Влажность: 27 %
Давление: 744 мм
  • USD 402.37 (-6.24)
  • EUR 449.81 (-4.28)
  • RUB 5.86 (0.00)

БИЗНЕС НАЧИНАЕТСЯ С ВЫВЕСКИ

БИЗНЕС НАЧИНАЕТСЯ С ВЫВЕСКИ 
Вывески – один из важнейших атрибутов городской жизни. Они встречаются на каждом шагу. Без указателей и надписей в городе никак не обойтись. Но нередко вместо четкой, доходчивой информации мы видим образцы безграмотности, неряшливости и просто откровенного равнодушия к клиентам и покупателям.

Не нужно быть специалистом, чтобы понимать – вывеска должна быть удобочитаемой, приятной для глаз, в хорошем состоянии. В ней должна быть минимальная обязательная, логически обоснованная информация на правильном казах­ском (русском) языках, понятная для простого человека. В вывеске важно все – шрифт, цвет, размеры, характер подачи.

Качественным современным дизайном большинство вывесок областного центра не блещет. Многие однотипны в стиле и манере подачи, цветовой окраске, шрифте. Конечно, если на какой-то улочке два-три магазинчика имеют невыразительные вывески, то для местных жителей (основных клиентов) это не проблема. Главное, был бы нужный товар да доброе обслуживание. Но когда на центральной улице собирается целая россыпь вывесок, визуальная конкуренция многократно возрастает. Блеклые, невыразительные как бы отходят «в тень». Зато привлекают внимание красочные, яркие, оригинальные. Но привлекательность – это не обязательно что-то огромное и блестящее. Иногда хочется зайти в магазин (салон, кафе) и сказать: «Ваша безвкусная, аляпистая вывеска отталкивает покупателей». Владельцы таких заведений явно недопонимают, что у людей логика проста: какова вывеска - таков и сервис.

Иной раз смотришь на самодеятельную (а точнее – самодельную) вывеску и диву даешься – какое безграничное равнодушие к себе и своему делу. На одном из магазинчиков возле нового базара написано коряво от руки: «Известка прадается сзади. Есть оптом». Имеется в виду, что магазин надо обойти и во дворе получите мешки с известкой. То что понятно постоянным клиентам, не сразу осознается людьми впервые оказавшимися возле магазина. Многим приходится переспраши­-вать, заниматься дополнительнымивыяснениями.

На ларьке крупными буквами намалевано: «Самса и беляши только в одну руку». В первый момент берет оторопь – то ли смеяться, то ли снисходительно улыбнуться: мол, ошибочка вышла. Хотели, видимо, написать «в одни руки». Но опять непонятно – почему такое ограничение. Разгадка проста. Частенько к ларьку подходят компании студентов из соседнего колледжа. Один заказывает беляши, другой их принимает, третий собирает с друзей медяки. Бывает, что «кассир» исчезает, и тогда продавцу остается только грозить кулаком вслед компании. Поэтому, чтобы внуки Алдара-Косе не баловались, ввели правило – кто берет товар, тот и платит.

Подобных «шедевров» в Кызыл­орде немало. Возле старого базара на киоске вывеска: «Перожки с лывером». На другом конце города в залинейной части тоже продаются пирожки и тоже с оригинальной вывеской: «Пиражки с левир». Собрались бы два грамотея, посоветовались, посмотрели бы в словарь. Глядишь, и нашли бы золотую середину правильного написания.

На старом базаре на бутиках надписи: «Посуды», «Обуви», «Хрустали». С одной стороны оригинальность мышления гипнотизирует, волей-неволей останавливаешься, смотришь, ловишь себя на мысли, что хочется убедиться в том, что «хрусталь» и «хрустали» — разное явление, но, пересилив свое любопытство, идешь дальше, понимая, чтоэто всего-навсего орфографическая ошибка.

«Лаконизм – сестра таланта». В творческой среде эта аксиома хорошо известна. Некоторые владельцы магазинов, салонов, мастерских, видимо, тоже считают себя талантливыми. И поэтому вывешивают перед входом лишь одно слово. На проспекте Абая на двери некоего заведения написано: «Сезон». Непонятно, сезон чего? Есть сезон любви, есть сезон охоты или перегона скота, стрижки овец… Каждый прохожий понимает это по-своему. Не случайно многие проходят мимо. Не­определенность не вызывает желания познакомиться ближе с непонятным заведением.

В микрорайоне «Шугыла» также есть своя «секретная» торговая точка под кодовым названием «Азамат». Никогда не догадаетесь, что там продается или ремонтируется, или … впрочем, не будем гадать. Кого заинтересовало, могут зайти проведать. Но многие почему-то не хотят это делать и тоже проходят мимо: «Азамат так Азамат». То, что это неуважение к своему бизнесу, – понятно. Но одновременно это выглядитнаплевательским отношением клюдям.

Об изъянах кызылординских вывесок можно говорить бесконечно много. Приведу еще ряд примеров. Не учитывается освещение. В течение дня оно кардинально меняется. Утром вывеска смотрелась четко, но по мере продвижения солнца, изменялся ракурс. После обеда лучи превратили вывеску в нечто блестящее трудно воспринимаемое. Бывает и наоборот: утром вывеска «блестит» и только к вечеру нормально считывается надпись. Вечером при искусственном освещении надпись на вывеске становится «невидимой» - образуется темноватое невзрачное пятно. Мелких деталей не видно, цвета искажены.

Вывески превращаются в «невидимки» и по другой причине. Расположены они так высоко над головой, что, идя по тротуару, их прочитать очень трудно. Несколько таких вывесок имеются на улице Токмагамбетова.

Претензии к вывескам имеются и со стороны применения языков. Как известно, вывески, объявления, реклама и другая визуальная информация излагается на казахском и русском языках (при необходимости и на других). Согласно Закону «О языках в Республике Казахстан». Все тексты визуальной информации располагаются в следующем порядке: слева или сверху – на государственном, справа или внизу – на русском языке. Пишутсяодинаковыми поразмеру буквами. Но очень часто встречаются нарушения этих требований. Специалисты из городского отдела культуры и развития языков зафиксировали немало отклонений от нормативов. Например, только на русском языке написаны вывески магазина «Гулнур» в микрорайоне «Шугыла», кафе-баров «Нурмагамбет» и «Бисквит», офиса фирмы «Жанрос»... И таких адресов в городе очень много. Пользуясь тем, что сейчас действует мораторий на проверки, владельцы торговых и коммерческих точек не очень спешат исправить свои ошибки. Создание вывески – дело самого владельца. Но свобода частного предпринимательства никоим образом не предполагает игнорирования общественных правил и законов государства. Уважение к себе, своему делу, обществу – первый признак цивилизованной торговли.

Владимир ВОРОБЬЕВ.

11 июня 2008 11 июнь 2008 г. 0 0