• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+19 °C
Ветер: 7 м/с
Влажность: 29 %
Давление: 747 мм
  • USD 411.54 (-1.01)
  • EUR 458.13 (+3.95)
  • RUB 5.84 (+0.03)

УЛЫБНИСЬ, НЕЗНАКОМЫЙ ПРОХОЖИЙ...

Культуру взаимоотношений в обществе можно условно разделить на культуру поведения, культуру общения и культуру обслуживания. И все очень важно для нас. Нам одинаково неприятно и плохое обслуживание, и грубое, вульгарное поведение людей в нашем присутствии. А реестр некультурных поступков очень широк и многообразен.

О том, что частенько банки, бутылки, пакеты летят на тротуар, говорилось и писалось немало. Этот метод освобождения рук от ненужных предметов настолько привычен в нашем городе, что многими кызыл­ординцами воспринимается совершенно спокойно. И если некоторые еще посмотрят налево-направо, ища взглядом урну, то другие метают с полнейшим равнодушием: «Банка моя – где захотел, там и бросил».

Поведение людей, даже если мы не общаемся с ними лично, может создать эмоциональный дискомфорт и надолго испортить настроение. Проблема тишины, скажем,в городе всегда актуальна. После шумного рабочего дня ночью хотелось бы отдохнуть, но не тут-то было. Находятся те, для кого культура тишины – «пустой звук». Поз­дно ночью начинают громко сигналить, да еще с каким-то азартным упоением. Мешает это людям или нет, «сигнальщики» не особеннозадумываются.

Рано утром в магазин, расположенный на первом этаже большого дома, привезли товар. Человек с машины начинает тарабанить в дверь и кричать, вызывая хозяина. Сонные люди вынуждены выслушивать торговые переговоры о привезенных колбасе, кефире или кексе. Никто не против того, чтобы эти кексы находились в магазине, но зачем же так громогласно кричать об этом в столь ранний час.

Желание любого покупателя о высокой культуре обслуживания в жизни не всегда реализуется, оставаясь на уровне мечты. Порой в магазине или на рынке к нам относятся невежливо, а то и пренебрежительно. Вот типичная картина, которую часто можно наблюдать на базаре:

- Эй, братан! – кричит молодой торговец пожилому мужчине. Вот джинсы – вчера привезли, фирменные. Эти – с клапанами, а эти – с застежкой. Хочешь – с бахромой на кармане. Заметив, что «братана» (которому уже за 60!) совершенно не интересует бахрома, а взгляд устремлен на обычные брюки, торговец мгновенно переключается.

- А, братан, тебе брюки нужны, понял. Вот зеленые, а это коричневые, хочешь – черные вельветовые штаны, цвет не нравится? Вот голубые шорты, крутой модняк! Назойливый прессинг продолжается, ни на секунду не прерываясь. Мужчина, вздохнув, пошел дальше. Возможно, он и купит нужные для себя брюки, но настроение, испорченное навязчивым торговцем, останется на весь день.

В автобусе должно быть не только уютно и безопасно, но каждый пассажир также ожидает обслуживания и уважительного к себе отношения. Чаще бывает наоборот. О «прелестях» езды в маршрутках не говорил разве что ленивый. Горожанам давно надоелобыть «селедками» в тесных коробках маршруток. Но необходимость вновь и вновь заставляет нас испытывать это состояние, унижающее достоинство человека. В погоне за деньгами не до удобств и культурного обслуживания людей. Салоны заполняются до отказа, и кассирам на остановках приходится «прессовать» пассажиров. Причем делается это довольно бесцеремонно – тычками в спину и отрывистыми командами. В некоторых автобусах неудобно расположены самодельно поставленные сиденья. На них неудобно сидеть повернувшись боком или спиной к направлению движения. Неудобно и стоятьрядом: все время задеваешь ноги сидящих. Тем более что иногда не за что держаться, так как ручки приделаны неудачно, нередко их вовсе нет. Пассажирам приходится держаться за спинки потертых и засаленных от грязи кресел. К культурному сервису никак не отнесешь резкие торможения и ускорения, когда вас кидает из стороны в сторону и вы беспомощно то наваливаетесь на сидящих, то неловко толкаете рядом стоящих.

Автомобиль обычно ассоциируется со словами «безопасность и удобство». А вот сочетание «автомобиль и культура» упоминается реже, а часто и вообще не упоминается. Сам по себе автомобиль — предмет нейтральный. Он делает то, что желает хозяин. Например, может встать возле подъезда так, что трудно пройти. Сидит хозяин машины, вальяжно развалившись, и с любопытством следит, как вы пробираетесь между его машиной и заборчиком. Видит же и понимает, что мешает, но не шелохнется. Пока не попросишь отодвинуться. А если в автомобиле никого нет? Тогда, будьте любезны, как-нибудь уж ухитриться протискиваться. А если у вас сумки, коробки или тем более дети? Ваша вина. Не вовремя появились. Бывает, еще дверцы распахнут, да музыку врубят на полную катушку. Тут уж, как говорится: «Гори синим пламенем ваша культура!» Естественно, никто не вешает ярлык бескультурья на всех владельцев авто. Большинство кызылординцев, сидящих за рулем, люди совестливые и законопослушные – ездят аккуратно и стараются ничем не мешать другим.

Среди пешеходов, тех для кого азы культурного поведения совершенно неведомы, тоже хватает. Хорошо проявляется это при переходе улицы по «зебре». Она означает право пешехода на первенство. То есть автомобиль должен уступить пешеходу. Но это право часть наших горожан доводит до абсурда. Как часто видишь – человек, даже не посмотрев по сторонам, с ходу «ныряет» неожиданно в поток машин. Визжат тормоза, автомобили замирают. Казалось бы, шагай быстрей,в машинах сидят люди, и у каждого водителя есть свои дела. Но они вынуждены смотреть, как ты прогулочным шагом шествуешь так медленно, будто идешь по лужайке, любуясь на цветы. Еще хуже, когда такие черепахи-тихоходы идут вереницей друг за другом. Для водителей начинается серьезное испытание нервной системы.

Я привел лишь несколько картинок из нашей городской будничной жизни. Любой кызылординец может добавить и свои наблюдения. Благо поводов к этому предостаточно. Если бы решили создать «Энциклопедию некультурного общения», уверен, это было бы многотомное издание. Но одно дело читать на бумаге, другое – испытывать на себе все неприятности хамства и бескультурьяв реальной жизни.Обычно мы желаем иметь в этом как можно меньше опыта.

Культура поведения в доме и подъезде, на улице и в общественных местах – важна везде и всегда. Культура – это не только формальные правила: хочу — выполню, хочу – нет, но и уважение к людям, даже незнакомым, создание благоприятного морально-психологического климата в каждой жизненной ситуации, в каждом бытовом эпизоде. Особенно это важно, когда ты один на один с совестью, и никто и ничто не мешает совершить (не совершить) тот или иной поступок. В каждом случае ты «сам себе господин и судья». Твоя душа должна быть настроена на одну волну – доброжелательное или, хотя бы, вежливое отношение к окружающим. Ведь каждый из нас хочет цивилизованного культурного отношения к себе. Давайте это делать взаимно. Жизнь станет гораздо светлее.

Владимир ВОРОБЬЕВ.

2 июля 2008 02 июль 2008 г. 0 0