• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+12 °C
Ветер: 0 м/с
Влажность: 93 %
Давление: 752 мм
  • USD 352.54 (0.00)
  • EUR 415.15 (0.00)
  • RUB 5.31 (0.00)

СИМВОЛ ДОСТАТКА И СЧАСТЬЯ

У соседей недавно родился внук, и они пригласили меня на ит көйлек. Признаться, об этом обряде  я почти  ничего не знала и, конечно же, с большим удовольствием приняла это приглашение.
Ит көйлек в переводе на русский  означает «собачья рубашка», в которую малыша одевают сразу после рождения и которую снимают на 40-й день после родов (обряд условный, так как белье новорожденного меняется несколько раз в день). По народному поверью, у собаки сорок душ и поэтому «собачья рубашка» должна  оберегать малыша от всех бед. Но к сорока дням от роду ребенок считается уже достаточно «большим». И  оберегавшую его рубашку можно снять и отдать собаке, предварительно завернув в нее какую-нибудь еду в качестве награды. Все эти ритуалы, как правило, проводят уважаемые пожилые люди.
— Мы не просто придерживаемся всех традиций и обрядов в быту, но и  передаем свой опыт, учим своих дочерей и снох, — говорит кызылординка 66-летняя Ляззат Серикова. – У меня три снохи, младшей из которых 28 лет. И она знает все  обычаи. Раньше мы жили в ауле и ит көйлек проводили в каждом доме, где рождался ребенок. Сразу после  появления на свет малыша облачали в ит жейде, или ит көйлек. Это его первая одежда. Ее изготавливают вручную. Шьют ит жейде швом наизнанку из мягкой ткани. Связано это с тем, что тело малыша  еще нежное и одежда должна быть удобной и обязательно широкой.
На самом деле, истинное значение рубашки намного глубже. Жизнь — не всегда ровная дорога. Бывают падения и взлеты, да и  достаток с нуждой меняются, как день и ночь. Поэтому  шили ит жейде добротно, чтобы человек при своей жизни не нуждался ни в чем.
— Ит жейде ребенок надевает первые сорок дней своей жизни, — говорит Ляззат Серикова. – По истечении этого срока, во время обряда  кыркынан шыгару, ит көйлек  наполняют различными сладос-тями и привязывают на шею собаки. Отсюда обряд – ит куу (погоня за собакой).
Малышня аула должна поймать собаку, а после, отвязав жейде, забрать содержимое. Затем ит жейде возвращают взрослым, получая взамен подарки. Помимо верности человеку, есть еще одно качество собаки – ее плодовитость. Поэтому за таким ритуалом стоит пожелание, чтобы за одним ребенком появились другие, и дом был наполнен детским смехом. В казахском лексиконе есть еще одно слово «ит жанды», которое связано с выносливостью и упорством собаки, и первую рубашку младенца привязывали к собаке, чтобы все эти качества передались ребенку, чтобы он достойно перенес трудности во взрослой жизни.
— Я очень рада, что этот обряд сохранился и передается из поколения в поколение, — продолжает собеседница. – Конечно, сейчас в нем есть изменения. Вам уже  не подарят целого коня или барана, как делали наши предки. Не думаю, что в городе кто-то найдет собаку и привяжет на шею рубашку  младенца. Ну и современные дети вряд ли будут бегать за ней. Тем не менее обряд соблюдается в соответствии современным реалиям. Главное, на мой  взгляд, суть обряда осталась. Значит, живы наши ценности, наши традиции.
По словам моей собеседницы, казахи издревне почитают собаку, более того, она вошла в Жетi казына – семь  главных ценностей народа. Предки верили, что изобилие, богатство и счастье в доме имеет непосредственную связь с собакой. Я решила узнать, какие еще есть поверья, связанные с этим животным.
Несмотря на огромное почитание собаки, казахи считали плохой приметой, когда она дотрагивалась до пищи, особенно до молочных блюд. Поэтому при входе в юрту ставили ергенек (приставная дверь юрты в виде лесенки, которая снаружи занавешивается войлоком), которая служила и барьером для собаки. Если к мясу, даже если оно сырое и свежее, первой прикасалась собака, оно считалось нечистым.
Для охоты или в животноводстве люди  использовали лучших собак, которых выбирали в результате собачьих боев. Правда, их устраивали и для потехи, а ныне — это еще целые турниры, которые устроители приравнивают чуть ли не к виду спорта.
…Собака настолько верна своему хозяину, что может пожертвовать собой для спасения его жизни. И настолько близкое  человеку животное, что рожденные в год Собаки люди всегда целеустремленны и живут в достатке.
Казахские народные поверья и запреты, связанные с собакой, имеют образное выражение. Она – символ связи между реальным и потусторонним миром. Но главное, собака олицетворяет благодать и достаток семьи. Казахские народные обычаи не прос¬то облегчают быт людей, скрепляют союз. Каждый ритуал имеет свою глубокую философию, направленность и особый смысл. И важно не просто знать, а сохранить и преумножить богатое наследие предков.
Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Третья полоса 12 июль 2018 г. 187 0