• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+22 °C
Ветер: 0 м/с
Влажность: 50 %
Давление: 745 мм
  • USD 340.27 (0.00)
  • EUR 396.31 (0.00)
  • RUB 5.39 (0.00)

ЕСЛИ «КОНЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ» ЗАНЕМОГ...

Кирилл ДЕНИСОВ
В детстве многие мальчишки мечтают стать автомобилистами, и часто так и случается. Со временем их объединяет не только наличие автомобилей, но и техническое обслуживание авто.
Наличие машины в среднестатистической семье давно перестало быть роскошью, если, конечно, это не суперкар ограниченной серии (автомобили, выделяющиеся эксклюзивным оснащением, динамическими характеристиками и ценой) или внедорожник стоимостью в несколько десятков миллионов тенге. В Кызылорде таковых мало, а популярностью пользуются «железные кони» из Европы и Японии. Это объясняется их якобы надежностью и относительно низкими ценами как на сами автомобили, так и на ремонт. Кстати, мест, где можно отремонтировать иномарку старше десяти и более лет, у нас много, а вот за новые машины берутся лишь в некоторых СТО.
Однажды автор этих строк случайно оказался на одной станции технического обслуживания. Тогда не очень хотелось доверять мастерам, работающим там, свою машину. Сомнения возникли из-за расположения автосервиса, неопрятной одежды работников и неряшливого рабочего места, но меня уверили, что лучше машину мне никто не сделает, и я согласился.
Действительно, машину сделали очень быстро и качественно, поэтому через несколько месяцев я обратился к этим же мастерам с просьбой устранить другую неисправность. Познакомившись с ними, я узнал, что СТО официально зарегистрирована и занимается, в основном, ремонтом государственных автомобилей, участвуя в тендерах. Удивило то, что у самых квалифицированных работников нет специального технического образования. Многие просто с детства влюбились в автомобили, помогали сперва своим отцам, дедам, затем трудились подмастерьями на СТО по несколько лет и только после этого начинали заниматься ремонтом самостоятельно. Как правило, у каждого такого мастера солидная клиентская база и мало свободного времени. Поэтому те, у кого нет знакомых в этой сфере, чаще всего отправляются к Новому рынку в Кызылорде.
На первом этаже здесь продаются моторные масла, охлаждающие, тормозные жидкости, автозапчасти, аксессуары и многое другое, связанное с техническим обслуживанием. Найти запасную часть на старенький «Опель» или «Мазду» 1990-х годов выпуска не составит проблем, но если машина непопулярна у нас или собрана недавно, то придется подождать от двух дней до полумесяца, пока нужный агрегат привезут из другого региона. Так сложилось, потому что «немок» и «японок» в нашей области стало много с начала двухтысячных годов, соответственно, появился спрос на их техническое обслуживание, вслед за которыми появились и предложения. Кстати, о долговечности этих автомобилей. Они на самом деле не уступают многим современным автомобилям в надежности, но все же есть такие факторы, как ресурс двигателя, эксплуатация в разных условиях на протяжении долгих лет и другие. Опытные мастера говорят, что купив автомобиль на вторичном рынке задешево, мы не замечаем, как вкладываем в него большие суммы, поэтому стоит задумываться о целесообразности таких
приобретений.  
Бутики с автозапчастями встречаются и вне крытого рынка. Они расположены на улицах имени А. Пушкина, Ж. Кизатова, Е. Кушербаева, Абулхаир хана. Продавцы как опытные слесари знают все о товаре, делают хорошие скидки и не скрывают того, что есть китайские запасные части и якобы оригинальные. Там, где кончаются магазины автозапчастей, начинаются автомастерские, работники которых, увидев подъезжающую машину, выходят, спрашивают, что случилось, что надо сделать и сразу озвучивают цену за ремонт. Как правило, от двух тысяч тенге, например, за замену тормозных колодок и до ста тысяч тенге за капитальный ремонт двигателя.
Кажется, очень просто и удобно, но может ли вызывать доверие доктор, который сам спрашивает диагноз у пациента? Есть, конечно, в окрестностях рынка известные на весь город слесари, электрики, диагносты, работающие с гарантией, но чтобы попасть к ним, приходится ждать не один день, да и цена за их услуги на 15-20 процентов дороже.  
Таким образом, процентов семьдесят автомобилей Кызылорды обслуживаются на СТО без репутации. Часто одни и те же неисправности напоминают о себе уже на следующий день после ремонта, но смысла ехать к мастерам, работающим там, нет. Делая дешево и быстро, они не дают никаких гарантий.
Но в любом случае успешно отремонтировать автомобиль старше пятнадцати лет в Кызылорде можно, гораздо труднее обстоят дела с иномарками, купленными в автосалонах 5-10 лет назад. Как правило, за это время срок гарантийного обслуживания заканчивается, и официальные дилеры либо назначают баснословные цены за ремонт ими же проданных автомобилей, либо советуют клиенту обратиться к другим специалистам.
С каждым годом автоконцерны выпускают более технически усовершенствованные автомобили, что приносит массу удовольствия водителям и пассажирам. Вот только труженикам автосервисов от навороченных двигателей и нескольких десятков новых опций не легче. Их никто не обучает ремонтировать новинки автопрома и только самые смелые и опытные на практике изучают основные узлы современных автомобилей.  Бывает, что такой риск не всегда оправдан, и владелец автомобиля терпит большие расходы на покупку автозапчастей или даже замену некоторых агрегатов полностью.
Кызылординские вести / Третья полоса 06 январь 2018 г. 138 0