• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
-12 °C
Ветер: 4 м/с
Влажность: 92 %
Давление: 761 мм
  • USD 335.33 (0.00)
  • EUR 395.49 (0.00)
  • RUB 5.7 (0.00)

ВАЖНАЯ ОТРАСЛЬ ЖИЗНИ

Отрасль жилищно–коммунального хозяйства является социально значимой сферой, ее проблемам и модернизации уделяется повышенное внимание со стороны государства. У казахстанцев всегда есть вопросы относительно этой темы – граждан интересуют перспективы, новшества, способы решения различных проблем и прочее... На наиболее актуальные в интервью корреспонденту отвечает заместитель председателя Правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищ¬но-коммунального хозяйства» Д. ХАМЗИН.
— Множество жалоб жильцов на КСК говорит о том, что законодательство в области жилищно-коммунальных отношений не эффективно?
— Благодарю за актуальный вопрос! Однозначно утверждать, что в стране законодательство не эффективно считаем не совсем правильным. На сегодняшний день практически все жилье граждан находится в их частной собственности.
Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон) является основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу жилищных отношений, и несет в себе главенство интересов собственников квартир.
То есть государство законодательно предоставляет гражданам самим принимать оптимальные для них решения, определяя собрание собственников квартир как высший орган многоквартирного жилого дома (далее – МЖД), обладающий исключительной компетенцией.
На собраниях собственников квартир рассматриваются и принимаются решения по первостепенным вопросам, связанным с управлением и содержанием объекта кондоминиума (выбор формы управления, утверждение размеров ежемесячных взносов, расходования денег, накопленных на сберегательном счете, утверждения сметы расходов на проведение капитального ремонта и др.).
Отсюда и возникают сложности отношений собственников квартир с КСК: со стороны собственников квартир – неплатежи, задолженность по ежемесячным взносам, халатное отношение к общему имуществу МЖД, недоверие к КСК и т.д.; со стороны КСК – непрозрачность финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие конкретных мер по благоустройству общего имущества МЖД (подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, общедомовые инженерные системы и др.), его текущего и капитального ремонта и т.д.
На сегодня вопросы контроля за деятельностью КСК предоставлены в большей степени самим собственникам квартир.
Очень важно активное участие собственников квартир в принятии решений по самым актуальным вопросам МЖД, их бережное отношение к общему имуществу дома, понимание необходимости свое-временного внесения денежных средств для эксплуатации и содержания МЖД.
Вместе с тем, государство дополнительно принимает меры по защите прав граждан как потребителей услуг по управлению и содержанию МЖД.
В частности, в недавнем прошлом созданы жилищные инспекции при акиматах, которые в помощь жильцам осуществляют часть контрольно-надзорных функций в сфере управления и содержания МЖД.
В учебных заведениях прорабатываются и постепенно внедряются специальности в сфере управления МЖД, нами постоянно проводятся курсы повышения квалификации специалистов в сфере ЖКХ.
Таким образом принимаются меры по повышению эффективности сферы управления МЖД, усилению контроля за деятельностью субъектов жилищной сферы (КСК, собственники квартир, сервисные компании), повышению квалификации работников данной сферы.
— Каким образом жильцы могут контролировать расходы КСК, ведь это деньги собственников квартир?
— Согласно закону расходы на содержание общего имущества объекта кондоминиума должны быть отражены в отчете по управлению МЖД, который представляется индивидуально собственнику квартиры в письменной форме либо в форме электронного документа ежеквартально.
Таким образом, собственникам квартир законом предоставлена прямая возможность осуществлять контроль за расходованием средств и требовать от КСК полного отчета по расходованию средств, а последние, в свою очередь, обязаны предоставить и показать все необходимые документы.
Другое дело, что не все собственники квартир знают свои права и защищают их, чем могут пользоваться в собственных интересах недобросовестные руководители КСК.
Хотел бы отметить, что согласно закону высшим органом КСК является общее собрание членов кооператива.
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится избрание и освобождение председателя правления кооператива, членов правления и ревизионной комиссии. То есть, если работа ревизионной комиссии КСК не устраивает собственников квартир, то на общем собрании можно выбрать новых членов ревизионной комиссии КСК.
Кроме того, в недавнем прошлом созданы жилищные инспекции при акиматах, которые в помощь жильцам осуществляют часть контрольно-надзорных функций в сфере управления и содержания МЖД, таких как:  согласование сметы расходов на проведение отдельных видов капитального ремонта, представленной КСК, финансируемых с участием жилищной помощи; участие в комиссиях по приемке выполненных работ по отдельным видам капитального ремонта МЖД; проведение проверки наличия отчета по управлению МЖД при обращении собственников квартир МЖД;  соблюдение собственниками квартир порядка использования, содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества в МЖД и прилегающих территорий; контроль за качеством работ, выполненных по отдельным видам капитального ремонта МЖД.
В целях прозрачности деятельности КСК в настоящее время прорабатывается вопрос внедрения электронной системы с условным названием «Е-Шанырак» (работа в этом направлении уже началась), содержащей сведения о деятельности каждого КСК по каждому МЖД по всей стране.
Электронная система будет содержать весь необходимый функционал – сведения о конкретном МЖД, о его управлении и содержании, о взносах/задолженности собственников квартир, расходах, возможности электронного голосования по вопросам компетенции общего собрания собственников квартир (что, в свою очередь, значительно облегчит процедуру проведения собраний и принятия им решений) и множество иных вопросов, которые позволят улучшить прозрачность расходования средств.
Предполагается, что у каждого собственника квартиры будет «личный кабинет», в котором будет возможность контролировать свои взносы, наблюдать за работой КСК, получать извещения о мероприятиях КСК, голосовать по вопросам общего собрания жильцов и др.
Также, в целях удобства для жильцов планируется разработка соответствующего мобильного приложения для сотовых телефонов.
Внедрение этой системы будет актуально и эффективно не только для жильцов, но и для всех субъектов жилищных отношений – государственных органов (акиматы, жилищные инспекции и др.), КСК, управляющие компании и т.п.), специалистов в сфере ЖКХ и др.
— Сегодня много говорят про накопление денег на капитальный ремонт дома, при этом многие жильцы с такой нормой закона не согласны. Разъясните данную ситуацию.
— Действительно, в соответствии с законом собственники квартир для накопления средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума обязаны ежемесячно вносить на сберегательный счет КСК сумму в размере, определяемом на собрании собственников квартир, но не менее размера 0,02-кратного месячного расчетного показателя, в расчете на один квадратный метр полезной площади жилого (нежилого) помещения.
На самом деле в этом случае для капитального ремонта МЖД вариант только один – накопление. На сегодняшний день выделение денежных средств на капитальный ремонт домов из республиканского бюджета приостановлено.
Капитальный ремонт в настоящее время осуществляется за счет возвратных денег от собственников квартир.
Касательно необходимости накопления отмечаем, что МЖД (зарегистрированный как объект кондоминиума) – это единый имущественный комплекс, состоящий из квартир, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан, и общего имущества, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Общее имущество (подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, общедомовые инженерные системы и др.) в дальнейшем потребует капитального ремонта.
Его проведение потребует немалых средств, выделить которые единовременно из своего бюджета может не каждый гражданин, в связи с чем накопление на сегодня является единственным приемлемым
вариантом.
Таким образом, соблюдение вышеуказанной нормы Закона жильцами необходимо для накопления средств и проведения капитального ремонта дома в будущем.
— Что лучше – когда КСК управляет одним домом или несколькими домами одновременно?
— Спасибо за интересный вопрос! На сегодняшний день определение оптимальной модели управления МЖД является одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем в данной сфере.
Отмечаю, что действительно, если следовать линии «один дом – один КСК – один счет», то это способствует прозрачности в управлении и содержании МЖД, средства жильцов идут только на свой дом.
Но при этом утверждать, что КСК как форма управления хуже условной управляющей компании и наоборот, считаем не совсем верным ввиду многих факторов, влияющих на качество управления МЖД в каждом индивидуальном случае (профессиональные качества управляющего, прозрачность расходования средств, уровень внесения ежемесячных взносов собственников квартир, техническое состояние МЖД, активность жильцов в принятии решений касательно дома и др.).
Хочу подчеркнуть, что на сегодня идет обсуждение оптимальной модели управления МЖД, где задействованы не только государственные органы, но и представители собственников квартир, управляющих компаний, общественных объединений, ассоциаций КСК, обобщаются и анализируются проблемные вопросы, в том числе поступающие от собственников квартир жалобы и предложения.
— Какие образовательные мероприятия проводятся АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» для населения?
— АО «КазЦентр ЖКХ» имеет большой опыт в реализации государственной политики по модернизации и развитию ЖКХ посредством совершенствования нормативно-правовых актов и нормативно-технической документации, оказание информационно-аналитических услуг, реализации инвестиционных проектов, внедрение инновационных и ресурсосберегающих технологий, управленческих и практических знаний.
Эти знания АО «КазЦентр ЖКХ» распространяет среди специалистов ЖКХ путем проведения образовательных мероприятий, таких как трехдневные, пятидневные и десятидневные курсы повышения квалификации.
Эти курсы посвящены изучению вопросов управления многоквартирными жилыми домами, правовых основ в ЖКХ, форм и алгоритма эффективного управления жилищным фондом, формирования эффективного собственника жилья, модернизации МЖД, инженерных сетей и систем на основе применения энергоресурсосберегающих технологий, передового международного и отечественного опыта, организации и проведения ремонтных работ в системе органов управления объектами кондоминиума.
Многие рядовые и руководящие сотрудники жилищного хозяйства, в том числе и органов управления объектами кондоминиумов (КСК, ТОО, ИП и др.) не имеют должного профессионального образования и навыков, что сдерживает внедрение передовых методов менеджмента и управления жилищным фондом.
Также, в проектных, эксплуатационных и строительно-монтажных организациях сферы ЖКХ на позициях инженерно-технических работников трудятся в основном специалисты, которым 50 и более лет. В страну приходят новые технологии, новые материалы и оборудование, передовые методы управления и менеджмента, информационные системы управления, которыми не в полной мере владеют специалисты старшего
поколения.
В результате проведения образовательных мероприятий АО «КазЦентр ЖКХ» в 2013-2015 годах охват мероприятиями по повышению квалификации составил 4 800 специалистов, что составляет около 40% от всех работников жилищно-коммунальной сферы. Работу по повышению квалификации и компетенции специалистов сферы жилищного хозяйства планируем продолжать и в последующие годы.
— Спасибо за беседу.
Записал Антон КАЛИСТРАТОВ.
 
21-6-2016 20 июнь 2016 г. 0 0